…и моя борьба с этим массовым явлением
Ч А С Т Ь 1 – я
В В Е Д Е Н И Е
Привет мое имя Михаил и волею судьбы (а скорее по воле папаши) я оказался вовлечен в процесс, который кроме как ГИТАРИЗМ
и не назовешь, в движении связанном со струнными инструментами я
нахожусь с 6 лет, а непосредственно Инструмента (сначала 7-ми
струнного, т.к. это было давно) коснулся эдак году в1972- м), все, что
происходило потом долго рассказывать и будет издано отдельно, но что
меня преследовало много лет, фактически до 2001 года, так это
постоянный нестрой Гитар особенно акустических и я никогда в принципе
не вдавался смирившись в этим как многие уложившие в свое время
профессиональный инструмент на полку (либо продав как я) и вот в 2001
году уже будучи человеком обеспеченным мы с одним из старых Гитарных
партнеров (наш дуэт существует с 2005 года) вдруг решили надуться и
тряхнуть стариной, вспомнить все, что мы играли (а это были авторские и
не только пьесы для двух Гитар), поработали и выдали ряд как старых,
так и новых тем ,однако оказалось ,что инструменты которые имелись в
наличии не просто не строили а это было процессом тотальным! , просто
шокирующим причем после начала работы с каждым днем ухудшавшимся :(
причины не могли найти долго мой партнер грешил на Гитары, вспоминая
«Ленинградки», на струны, друг на друга, на слух и.т.д. особенно
доставало что Гитара настроенная на закрытых струнах не строит на
открытых и наоборот, психанув, я купил Ovation — Standard Balladeer
за 900 гринов и он вроде-бы строил, но по прошествии двух недель
постоянной игры на инструменте все опять стало плохо… Сейчас-то я знаю,
что без ежедневных упражнений уровень слуха падает и наоборот при
ежедневных занятиях начинаешь все больше слышать нюансы, о которых и не
задумывался пощипывая струны у костерка… Это пункт номер один, первая
точка опоры в моей борьбе, раз инструмент не строит, значит должны быть
люди способные вмешаться в этот процесс, нюансы я конечно знал:
– на флажолете на 12-м ладу и прижатая там-же струна должна давать звук в унисон.
– если высит двигай порожек назад
– если низит вперед, но это для электроГитары, где есть винты и прочие прибамбасы, а что крутить на акустике!!!?
Лаборатория
Гитары Титович предложили следующее решение: «…приезжайте к нам в
Челябинск ценник 300 у.е. и мы компьютерным способом рассчитаем
необходимую Вам высоту струн над грифом и строй ….» и ведь чуть было не
уехал, а тем временем я купил в Москве еще один инструмент Larrivee D-03
за 1200 у.е., и там тоже оказались нюансы , короче не буду описывать
все эксперименты, мне порекомендовали Гитарного мастера Решетника А.М.
Он оказался клевым парнем и в процессе общения с ним и с нашим
Иркутским Маэстро А.Сагой я разработал методику и теперь отстраиваю
инструменты сам :).
Ч А С Т Ь 2 – я
М Е Т О Д И К А (для металлических струн)
Инструментарий:
– надфиль плоский (желательно РФ не в наборе);
– мелкая металлическая щетка (для очистки надфиля от застрявших частиц) ;
–
ключ для струн (это кто не знает такая горбатая фиговина одевается на
колок и крутится, обеспечивая быструю натяжку или ослабление струны) ;
–
наждачная бумага ( для мелкого сглаживания острых углов на пороге,
струны дольше не рвутся, и для подкладки под траекторию надфиля, не
царапаются деревянные части инструмента) ;
– маленькие круглогубцы, бокорезы (дополнительно).
И
вот перед Вами инструмент который необходимо исправить (меня назвали
психом все кто узнал что я сам произвожу ремонт Гитары, кроме
профи,(Гитаристы ,Гитарные мастера …)) Основное условие – хорошая
освещенность, трезвость (вы уже фактически спортсмен ), и конечно
достаточная тишина (например ночь просто супер) вода, полотенце и пара
бутербродов, чтобы не отрываться, т.к. «ловля блох» так мы называем
процесс не должен прерываться.
Как было написано выше на 12-м
ладу флажолет, внимательно послушали усвоив звук, прижали и извлекли
почти аналогичную ноту высит или низит? если совсем рядом я первое
время не улавливал в прижатом состоянии чуть чуть потянуть струну ввех
или вниз по грифу (бэнд), нота или войдет в унисон с тем что Вы слышал
при флажолете (значит низит) или «нестроевич» станет более тотальным
(значит высит) берете ключ (описано в инструментарии) и ослабляете
струну так что-бы ее можно было оттянуть в сторону берете надфиль а
другой рукой подкладываете наждачную бумагу (я использую шпон) на
деревянную часть над которой будет «ходить надфиль» и приступаете к
формированию порога если низит то верно избрав угол сдвигаете точку
опоры струны вперед, если высит то назад, не ленитесь натягивать и
прослушивать, двигайтесь не более чем по 1/4 мм., т.к. если промажете,
то обратно не вернетесь (за исключением тех случаев когда позволяет
высота порога и струн над грифом, если проскочили и вместо низить стала
высить, то сняв по высоте можно выправить, а если наоборот, то только
подкладки под порог) так что лучше не торопиться.
Вот вроде
отстройка номер один закончена ,теперь пробуем в аккорде на открытых
хорошо, на 3-м ладу, хорошо на 5-м аккорд начинает расплываться
поискали и нашли какая струна отскакивает, бэндом по необходимости
определили высит или низит, потом берем ключ и всю операцию сначала,
после отстраиваем на открытых и продолжаем двигаться по грифу вниз
продолжая устранять нюансы за 12-й 14-й лад и.т.д. кому сколько надо.
И
вот что самое грустное все пороги которые я выпилил на свои (теперь уже
три) Гитары и на несколько чужих имеют одну форму – первая струна
вперед, вторая далеко назад третья чуть назад от первой ,остальные
плавно назад , это идеальная форма порога для того чтобы Гитара строила
и теперь я просто покупаю порог такой формы в магазине и вставляю его
вместо старого, результат всегда положительный, если присутствуют
нюансы то инструкция и инструментарий приведены выше.
Теперь о
грифе – винт в Гитаре очень удобен при сезонных изменениях в
инструменте (зима-лето) если начинает шлепать по ладам, или наоборот,
поворот буквально на 12 оборота решает все проблемы, не нужно бояться
подкладок под задний порог, просто надо класть не пластмассу, а
исполнить из старой мебели аккуратную щепочку (чем старее мебель тем
лучше).
Материалы для заднего порога — кость, красное дерево
(желательно в годах ), стандартные пороги бывают разные, я предпочитаю
более вязкий материал.
Инструмент с которым работаете нужно уважать а не бояться, и еще суета и спешка Ваш враг сам обжигался :)
Автор: Михаил Соловьев